Logo m

ОбзорыКино«1917»| Идем смотреть?


Апрельским днем 1917 года в расположении британской армии на севере Франции капрала Блейка (Дин-Чарлз Чапман) вызывают в палатку к начальству, велев прихватить еще кого-нибудь, — он берет своего приятеля Скофилда (Джордж МакКей). Генерал (Колин Ферт) дает им срочное задание: пробраться через позиции, вроде бы оставленные немцами, найти английский батальон, который наутро собирается выступать, и остановить выступление, поскольку это ловушка. На кону жизни полутора тысяч солдат, в том числе старшего брата Блейка. Завязка фильма напоминает «Спасти рядового Райана», но на самом деле основана на историях, рассказанных дедом режиссёра Сэма Мендеса, воевавшим в британской армии в Первую мировую. Ему и посвящён фильм. О сюжете больше рассказывать нечего — весь ажиотаж вызван визуальной составляющей. Чем же она интересна?

 

Мендес применил сложнейший технический приём: «1917» снят как бы одним дублем, все монтажные склейки умело маскируют спецэффекты. И за счёт виртуозной работы оператора и постановщика зритель чувствует полную сопричастность происходящему на экране, вместе с главными героями ползёт в грязи между воронок, в которых гниют трупы и бегают крысы, спускается в катакомбы, бредёт по пейзажам, похожим на иллюстрации к постапокалиптической книге.

Из-за того, что герои тут более-менее обезличены, а камера ввиду специфики однокадрового фильма неотступно следует за героями (реже — идёт слегка перед ними), «1917» оказывается неожиданно похож не на кино, а на произведение совсем другого вида искусства. На видеоигру.

В нём даже сюжет строится как будто по правилам геймдизайна. За адреналиновыми сценами перестрелок, погонь и условного стелса всегда следуют моменты, где героям и зрителю дают шанс передохнуть. Лишь затем, чтобы с новыми силами броситься к следующей контрольной точке.

 

Поражает и работа художников-постановщиков: по пальцам можно пересчитать фильмы, в которых военные детали и антураж воссоздавались бы с такой кропотливостью. Впрочем, все это не имело бы ни малейшего смысла, если бы не главное: Сэм Мендес снимал не военный аттракцион, а мощное антивоенное кино, лишенное дидактики и псевдогероических испражнений. С одной стороны, «1917» — плоть от плоти романов Ремарка (с его шедевром «На западном фронте без перемен» у фильма есть даже небольшие сюжетные пересечения), с другой — это очень личная история.

Это самый на сегодняшний день личный фильм британца (первый по его же сценарию). В конце появляется титр, посвященный деду режиссера, воевавшему в Первой мировой войне. Именно его воспоминания Мендес взял за основу картины. И это собственное отношение автора к тем событиям, чего он и не скрывает.

За частными историями всегда интересней следить и сопереживать, ибо легче отождествлять себя, нежели с чем-то эпичным и гигантским. Фильм о мужской дружбе, долге и о том, как каждая капля в море брани важна, о том, что эти капли привели к победе, хоть и зачастую и были кровавыми. Хорошие военные драмы являются самыми пацифично настроенными фильмами и «1917» одна из них. После просмотра последнее, что хочется делать, так это бежать с криками на амбразуру. 10 номинаций на «Оскар», 2 «Золотых Глобуса» и куча других наград говорят о многом. Так что мыслей смотреть или нет быть не должно, но надо держать в голове, что в целом это очень вязкое и медлительное произведение, экшна тут мало, но тот, что есть, запомниться вам надолго.

 

При этом фильм «1917» нельзя назвать батальной военной картиной: в сценарии изначально прописано, что главных героев — двое. Но этого вполне достаточно, чтобы показать страшную обыденность жизни и смерти на войне. И да, пожалуй, не стоит идти в кинотеатр на свидании. Настроение лёгкой и непринуждённой романтики, скорее всего будет загублено. Во всех остальных случаях… must see.

Автор: Игорь Шутов


Фотографии смотрите на Обычном FAN'е


Места

Афиша


Твиттер: @fanlife_ru


О журнале

Обычный FAN

© 2000–2020

Интернет-журнал FAN